Модуль 2. Интерактивный рабочий лист

Цель модуля: Интерактивный рабочий лист (ИРЛ). Создание учебной ситуации на основе ИРЛ.

Задания:

1. Просмотрите вебинар (часть 1, выступление Татьяны Ивановны Каняниной).
2. Познакомьтесь с примерами интерактивных рабочих листов.
3. Изучите алгоритм работы в Документах Google (есть в вебинаре).
4. Спроектируйте в рамках урочного или внеурочного занятия учебную ситуацию для индивидуальной деятельности деятельности учащихся на основе ИРЛ.

Алгоритм создания: Создайте документ Google. Составьте задание. Сделайте для разработанного ИРЛ настройку доступа "Для комментирования"

5. Заполните Модуль 2 технологической карты.
6. Отметьте выполнение заданий в таблице продвижения.


Внимание! Любой интерактивный рабочий лист кроме содержания задания должен включать:
  • название, 
  • короткую инструкцию по работе с ним для учащихся, 
  • ссылки на первоисточник (если имеются, не забываем об авторских правах на картинки из Интернета).
Примеры интерактивных рабочих листов:


1. Рабочий лист для работы с текстом. ИРЛ Биография Самюэля Морзе.
2. Рабочий лист для работы с источником в интернете. ИРЛ Биография Александра Белла. В вводной части задания есть ссылка на сайт об Александре Белле. Два последних вопроса из десяти "связывают" текст с сегодняшней жизнью, например: "Если бы ты мог задать один вопрос Александру Беллу, о чем бы он был?".
3. Задание на понимание текста. ИРЛ Русский язык 5 класс.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ 
"Создание учебной ситуации средствами сетевого офиса с использованием элементов критического мышления и сотрудничества": 
Какие приемы критического мышления вы знаете? 
Опишите суть одного из приемов. 
Можно ли этот прием использовать в ИРЛ? 
Если вы использовали этот прием, дайте ссылку на ваш ИРЛ, опишите его на конкретном примере, если вы увидели его у других, отметьте это.




14 комментариев:

  1. Концепция КМ предполагает выстраивание адаптивной модели обучения. Обучение строится как косвенное влияние педагога на человека через построенные педагогические ситуации. Таким образом это развивающаяся модель, где строятся и развиваются поведенческие ситуации. Чем больше участников включается в проект, тем лучше.
    Приемы КМ (Великанова А.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Самара: Профи, 2002):
    1. Обучение в сотрудничестве, в малых группах;
    2. Создание проектов (доклад, реферат, альбом, фильм, газета);
    3. Разноуровневое обучение. Оно предполагает дифференциацию обучения, ориентация на личность ученика;
    4. Создание портфолио;
    5. Участие в дебатах.
    Основная формула: Вызов-Осмысление-Рефлексия.
    Еще приемы:
    1. Приемы стадии вызова (Верные и неверные утверждения ("верите ли вы"), ключевые слова.)
    2. Кластеры (Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди)
    3. Инсерт (Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.)
    4. Дерево предсказаний (Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.)
    5. Толстые и тонкие вопросы (Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.)
    6. Таблицы
    7. Чтение с остановками (Работа с художественными текстами. Особенности художественных текстов и возможности работы с ними)
    8. Работа в группах
    9. Дискуссии
    10. Письмо (Прием, позволяющий высказать свою точку зрения на человека - "Очерк на основе интервью", создание "личностного" текста. Формы письменной рефлексии: Синквейн, Эссе)
    11. Приемы проведения рефлексии (Устная форма. "Двухрядный круглый стол" имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников. Письменная форма.Портфолио)
    12. Стратегия "Fishbone" (Модель постановки и решения проблемы, позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем ( поле проблем))
    13. Стратегия "РАФТ" (Социо-игровое задание: Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема))

    Источник: http://www.kmspb.narod.ru/posobie/priem.htm

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Алексеевна! Хорошее напоминание всем участникам курса о развивающих приемах. Спасибо! Я бы еще выделила отдельно ряд приемов на "Задавание вопросов".
      1. Стратегия «Вопросительные слова»
      2. «Толстый и тонкий вопросы»
      3. Прием «6 W»
      4. «Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума»)
      Более подробно, например по ссылке http://evolkov.net/questions/Zagashev.I.Question.skill.html

      Удалить
  2. Суть приема "Инсерт" (авторы Воган и Эстес):

    Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
    Мы предлагаем вам несколько вариантов пометок: 2 значка "+" и "V", 3 значка "+", "V", "?" , или 4 значка "+" , "V", "-", "?" . Ставьте значки по ходу чтения текста на полях.
    "V" - уже знал
    "+" - новое
    "-" - думал иначе
    "?" - не понял, есть вопросы

    Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Следующим шагом может стать заполнение таблицы ("Инсерт"), количество граф которой соответствует числу значков маркировки.
    Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А на какой теме(ах) вы используете или планируете использовать данный прием?

      Удалить
  3. Было создано два задания по литературному чтению для 4 класса: 1) создание "ленты времени " биографии В.Астафьева; 2) составление плана рассказа "Стрижонок Скрип" Для выполнения первого задания детям необходимо по ссылке познакомиться с инструкцией создания "ленты времени", затем на основе биографической справки составить "ленту", сохранить и зафиксировать работу в таблице под свои номером через гиперссылку. Второе задание не требует дополнительных знаний. Учащиеся заполняют рамки названиями частей плана через команду "текст", также сохраняют и фиксируют в таблице.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Борисовна, не могу увидеть ваше задание. Проверьте настройки доступа!!!! По описанию задания соответствуют требованиям ИРЛ.

      Удалить
  4. РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

    Чтение, то есть понимание письменного текста на английском языке - самое полезное дело. Рассмотреть этапы работы с текстом.

    При работе с текстами на уроке преподаватель должен учитывать виды чтения, их классификацию, особенности и задачи, которые они выполняют. Под видами чтения принято понимать набор операций, обусловленных целью чтения и характеризующихся «специфическим сочетанием приемов смысловой и перцептивной переработки материала, воспринимаемого зрительно».

    Классификация видов чтения

    1. Просмотровое чтение

    Этот вид чтения предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте.

    Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения.

    2. Ознакомительное чтение

    Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

    При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т. д. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию

    3. Изучающее чтение.

    Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста

    Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения, как в содержательном, так и в языковом отношении.

    4. Поисковое чтение.

    Поисковое чтение (в программе за курс средней школы не предусмотрено) ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель — быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации и предполагает овладение умением находить в тексте те элементы информации, которые являются значимыми для выполнения той или иной учебной задачи. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье.

    Каждый из перечисленных видов чтения играет большую роль в процессе обучения иностранному языку. Учителю необходимо использовать эти виды чтения на своих уроках в зависимости от поставленной цели и задач урока, от места конкретного урока в теме. Стоит так же учитывать и уровень детей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Действительно, работа с текстом, одно из элементов критического мышления. Очень востребовано на уроках английского или литературы, истории. Вами подготовлено и интересное интерактивное задание. У меня вопрос - а как вы понимаете термин "Смысловое чтение"?

      Удалить
    2. Смысловое чтение-это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

      Удалить
  5. В основном все приемы уже перечислены коллегами выше. Можно добавить еще прием "Мозговой штурм", "Корзина идей", "Кубик" (представление разных способов решения), "Концептуальные таблицы" (некая матрица для систематизации информации), "Плюс-минус-интересно", "Эссе", Таск-анализ (ТАСК - это сокращение для слов Тезис — Анализ — Синтез — Ключ, его помочь ученикам научиться независимо размышлять об отдельных моментах текста. Метод этот представляет собой 10 последовательно заданных вопросов, над которыми в ходе чтения текста предстоит размышлять обучающимся) и другие.

    Использую ИРЛ для изучения большого текста параграфа. Текст разбит на смысловые части. По каждой части идет работа на восприятие и понимание текста, даются поисковые и творческие задания. При работе с текстовыми отрывками используется прием Инсерт (Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки.). Дома предлагается еще раз проработать текст с помощью приема "Двойной дневник". В качестве итоговой работы предлагается составить синквейн (инструкции даются в самом ИРЛ)

    ОтветитьУдалить
  6. Очень нравится мне прием «Кластер». Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Ведущим приемом могут стать гроздья (кластеры). Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди - графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке.

    ОтветитьУдалить
  7. В технологии критического мышления выделяют три этапа:
    1. Вызов - пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.
    2. Осмысления содержания (получение новой информации).
    3. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
    Методы и приёмы технологии критического мышления:
    1. мозговой штурм;
    2. приём «корзина идей, понятий, имён»;
    3. метод синквейна;
    4. кластер,
    5. RAFT технологии,
    6. приём ЗХУ,
    7. ПОПС - формула,
    8. метод толстых и тонких вопросов
    9. фишбоун
    10 метод Инсерт
    11. RAFT-технология понятийно-терминологическая карта
    12 «Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"
    13 Прием «Чтение с остановками» и составление «дерева прогнозов» и т.д.
    Источник: http://www.myshared.ru/slide/470740/

    Прием:Корзина
    1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;
    2 э т а п: Обмен информацией.
    Рекомендации к эффективному использованию:
    1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;
    2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
    3. Оперативная запись высказанных предложений
    Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний.

    ОтветитьУдалить
  8. Я очень часто на своих урока использую "Ромашку Блума" (презентация прикреплена в таблице продвижения).

    "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов:

    1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

    2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

    3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

    4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

    5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

    6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

    Прием "Ромашка вопросов" можно использовать на стадии "Вызова" или на стадии "Рефлексии". Если мы используем этот прием на стадии "Вызова", то вначале просим учащихся сформулировать вопросы, а затем они ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.

    ОтветитьУдалить
  9. Приемов критического мышления очень много.
    Ранее я в основном использовала прием составления кластеров.
    Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.
    Важно в тексте, с которым работаешь:
    -выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).
    -выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).
    -конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
    Сегодня кластер заменяет МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА.
    Безусловно графические приемы технологии критического мышления можно применять в ИРЛ.

    ОтветитьУдалить